среда, 13 мая 2015 г.

Стиль и искусство (Маленькая черная книга о стиле)

"Необходимо либо самому быть произведением искусства, либо носить на себе произведение искусства".
Оскар Уальд

   Влияние искусства на стиль колоссальное. Понятие искусство многообразно, к нему относятся работы, находящиеся в галерее "Прадо" и "Лувре", граффити на стенах и даже изделия со старого блошиного рынка. Каждый дизайнер испытывал на себе влияние искусства и искусство менялось под влияние стиля. Существует огромное количество пересечений между ними. Поль Пуаре, знаменитый дизайнер начала 1900-х годов, имеющий репутацию первого дизайнера-художника, говорил: "Мне всегда нравились художники. Мне кажется, что мы имеем схожий род занятий, и что они являются моими коллегами". Пауре был наставником Эльзы Скиапарелли, дизайнера, который по праву считается первым дизайнером, который смог по-настоящему объединить эти два мира. Затем многие дизайнеры стали искать вдохновение в искусстве. Есть бесчисленное множество примеров браков между "искусством" и "стилем", я собираюсь привести Вам три моих любимых:

   САЛЬВАДОР ДАЛИ И ЭЛЬЗА СКИАПАРЕЛЛИ
В 1936 году Сальвадор Дали создал свой знаменитый Телефон-Омар, трубка которого была выполнена в виде тушки омара. Дали писал: "Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне никогда не подают отварной телефон; а еще не понимаю, почему шампанское всегда пьют охлажденным, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычной бывают такими отвратительно теплыми и неприятно липкими в прикосновении, никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом".
   В 1937 году Телефон-Омар вдохновил Эльзу Скиапарелли на создание своего знаменитого платья Омар: девственно белого с красным поясом и омаром, нарисованном на подоле платья. Они с Дали были хорошими друзьями и вместе разрабатывали дизайн тканей. Единение искусства и моды было неоспоримо совершенным по своему изяществу и красоте. Она проводила параллели между одеждой и окружающим миром, как никто раньше. И она была первой в разработке целых коллекций вокруг африканской тематики, иконографии, татуировок моряков, музыкальных инструментов, бабочек или языческих образов. Эта женщина знала, где искать вдохновение! 

   ИВ СЕН ЛОРАН И ПИТ МОНДРИАН
Это один из тех моментов, когда пересечения очень узнаваемые и четкие. В двадцатые и тридцатые годы, голландского художника Пит Мондриан создал ряд графических картин. Композиция картин включала в себя сетки с толстыми черными линиями и простые базовые оттенки цветов. Ив Сен Лоран взял идею этого проекта и воплотил его в женскую форму, создав свою знаменитую коллекцию Мондриан. Платье произвело фурор в 1960-х годах. Коллекция до сих остается одним из самых узнаваемых пересечений искусства и моды. Но художественное вдохновение Ив Сен Лорана было гораздо глубже, чем у Мондриан. Он пояснил, что "Действительно, Мондриан, был первым в 1965 году, чья строгость картин пленили меня и к искусству, которого я осмелился приблизиться. Но были и другие: Матисса, Брака, Пикасса, Боннара, и Леже. И как я мог сопротивляться поп-арту, который был выражением моей юности? Как я  мог не заметить моего дорогого друга Энди Уорхол? И как я мог не позаимствовать у Ван Гога его ирисы, его подсолнухи, его замечательные цвета?" Его отношение и подход к искусству и моде стали неизменными. Он вновь и вновь обращался за вдохновением к искусству.

   МАРК ДЖЕЙКОБС И СТИВЕН СПРАУЗ И ТАКАШИ МУРАКАМИ
В конце девяностых, Louis Vuittone пригласил Марка Джейкобса в качестве модного директора и Джейкобс вскоре начал поиск художников, чтобы привести новое видение в компанию. В 2001 году он совместно с художником/дизайнером Стефан Спрауза участвовал в создании ограниченного тиража сумок с графити от Vuitton. Они создали очень ограниченное число экземпляров таких сумок. Друзья Спрауза стали покупать обычные сумки от Louis Vuittone и просить нанести граффити на них. Джекобс для создания принтов применил два мотива Спрауза - граффити и розу. "Это удивительное сочетание легендарной иконы стиля и жвой эстетики, которую ставил Стефан миру моды", - сказал Джейкобс о коллекции. 
   В 2003 году Джейкобс встретился с Такаши Мураками, и оба этих выдающихся дизайнера придумали "Многоцветные Монограммы (Monogram Multicolore)" - это обычная оригинальная монограмма LV, но теперь она 33-цветовая и находится на белом фоне или черном фоне, вместо традиционно золотой монограммы на коричневом фоне. Мураками также создал рисунок "Cherry Blossom" для компании: улыбающееся мультяшное лицо и розовые и желтые цветы поверх монограммы LV.
   Сотрудничество Jacobs с Sprouse и Мураками четко отображает специфику понятий "Мода как искусство" и "искусство моды", которые полюбились всем сердцем всему миру.

Источник Nina Garcia. The Little Black Book of Style